Есть актёры, только внешность которых уже говорит о многом, и если он даже делает большую паузу, играя далее без текста, игра его бесподобна, поскольку она не нуждается в словах. Лицо артиста говорит за него. Таких мужчин обожают женщины всех возрастов и сословий. В театре и кино их не очень много — они редкость. Кроме того их конституция и черты лица свидетельствуют о выдержке и незаурядной воле. Таков Сергей Угрюмов — актёр широкого диапазона.
Детство и юность
В семье военного и педагога родился мальчик. Назвали его Сергеем. Шёл январь 1971 года. Мама, имея педагогическое образование, всё же несколько лет была домохозяйкой. Семья, как это и бывает у военных людей, часто переезжала, поскольку этого требовала служба. Первые годы жизни Сергея прошли в Хабаровске.
Как водится, в семье был не совсем уж казарменный, с палочной муштрой, но всё же воинский порядок. Впрочем, такому строгому контролю Сергей не подвергался. Когда отец, Виктор Угрюмов, ушёл в отставку, его семья и актёр Сергей Угрюмов (в перспективе), переехали в Волгоградскую область, город Камышин.
Именно здесь и прошло детство и юность Сергея Угрюмова.
Сергей не отличался особым постоянством в увлечениях, что, впрочем, и свойственно детям с творческими задатками. Его увлечения в те времена:
- Музыка. Родители записали его в музыкальную школу по классу баяна. Сергей терпеливо отучился непродолжительное время и охладел не только к этому инструменту, но и к музыке в целом — гаммы показались ему тяжким и унылым занятием.
- Лицедейство. Здесь, пожалуй, он всё же проявил терпение и усидчивость, поскольку это было его призванием со школьной скамьи. Он себя проявлял очень активно, показывая незаурядные способности, будучи наиболее активным участником художественной самодеятельности.
В свободное от занятий время на школьной сцене, Сергей и дальше оставался в образе: пародировал не только учеников, но и учителей.
К учёбе особого рвения не испытывал, а домашние задания, как правило, делал редко, надеясь на тот багаж знаний, который получал на уроках. Его дневник пестрел в основном тройками, попадались и двойки.
Отец, случалось, наказывал его строго, Сергею казалось даже, что всегда несправедливо. Впрочем, и за дело ему попадало тоже.
Позже, когда парень стал взрослым, отец даже просил у него прощения, за то, что был иногда чересчур строг. По словам актёра, всё было не зря и это исключало повторные ошибки. Он даже благодарен родителю за жизненные уроки. Дальнейшая биография актёра Сергея Угрюмого складывалась следующим образом:
- Будучи, в старших классах обучился профессии токаря второго разряда.
- Работал грузчиком на заводе по производству пороха.
Но чтобы с ним не происходило, и как фортуна не поворачивалась к нему, Угрюмова никогда не покидало страстное желание стать актёром, вопреки мечтам его отца. Тот хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал офицером, считая профессию актёра легкомысленной и несерьёзной для мужчины.
Биография
В семействе Угрюмовых царила военная дисциплина. Позже артист рассказал, что отец держал сына в строгости. Порой Сергею казалось, будто родитель суров не по делу. Но потом он был благодарен папе, ведь тот сумел держать сорванца в рамках. Виктор Угрюмов, напротив, попросил прощения у сына за то, что иногда перегибал палку.
В школе ребенок учился не слишком усердно, особенно не любил делать домашние задания. Зато в классе он нашел двух закадычных друзей-весельчаков, и благодаря им Сережа стал впервые «входить в образы», парадируя одноклассников, учителей и общих знакомых. Пытался он развиваться и как музыкант, даже поступил в музыкальную школу по классу баяна, но через год забросил инструмент. Зато Угрюмов стал одним из первых активистов школьной художественной самодеятельности и участником театральной студии «Романтик» под руководством Риммы Михайловны Тароненко.
В старших классах юноша параллельно с общеобразовательными предметами научился работать на станке и получил квалификацию токаря второго разряда. Еще ему довелось потрудиться грузчиком на пороховом заводе. Но Сергей уже давно стремился стать актером, и отец, который мечтал, что сын пойдет по стопам родителя и окончит военное училище, принял мудрое решение не препятствовать парню. Хотя Угрюмов-старший все равно оставался в уверенности: актерство – профессия несерьезная, не для настоящего мужчины.
Получив добро отца, Сергей поехал поступать в Казанское театральное училище. Выбор вуза обусловлен простым фактом: Угрюмов считал, что неважно, в каком заведении учиться, главное, чтобы это был факультет актерского мастерства. Но уже через год молодой человек понимает, что столичные вузы выпускают специалистов, у которых гораздо больше шансов закрепиться в профессии. Летом он едет в Москву и подает документы в разные театральные институты, правда, везде проваливается. На следующий год он вновь не попал в списки студентов после творческого конкурса. Но так как в Школе-студии МХАТ сразу восемь абитуриентов не смогли удачно сдать сочинение, то объявили донабор, и на этот раз удача улыбнулась Угрюмову.
В школе-студии МХАТ Сергей учился у выдающегося артиста Олега Табакова и окончил мастерскую легенды в 1994 году. Дальнейшая творческая жизнь Угрюмова вне кинематографа вплотную связана с Олегом Павловичем.
После получения диплома начинающего актера приняли в труппу Московского театра-студии под управлением Табакова. Первой ролью, которую он исполнил на сцене «Табакерки», стал персонаж Клоуна в спектакле «Смертельный номер». Режиссером постановки выступил любимый ученик Олега Павловича – Владимир Машков.
Иногда Угрюмов задействуется и в спектаклях Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Там любители театральных представлений увидели актера в «Мастере и Маргарите», «Примадонне», «№13», «Вишневом саду» и других.
Кроме того, Сергей Викторович уже попробовал себя и как преподаватель. Он передает немалый творческий опыт студентам театральной школы Олега Табакова.
В 2005 году Сергей удостоился премии «Чайка» в номинации «Двойной удар» за постановку «Лунное чудовище». Он стал лучшим театральным дуэтом с Яниной Колесниченко.
Поступление в вуз
Если, как говаривал Станиславский, театр начинается с вешалки, то профессия актёра вполне логично и закономерно начинается с театрального вуза. Конечно, родители не испытали особого восторга от такого выбора, но отговаривать сына не стали.
Для поступления в высшее учебное заведение Угрюмов направился в Казань.
Этот выбор сейчас сложно объяснить, понимая, что хорошим стартом для карьеры всё же является столица. Выбор учебного заведения, судя по всему, мотивировался следующим:
- Следование по пути наименьшего сопротивления. Он полагал, что не так уж и важно, где учиться, главное, чтобы на профессию актёра. Очень скоро он понял, что принял слишком поспешное решение.
- Возможно, поначалу ему казалось поступление в столичный вуз невыполнимой миссией, и он решил пока преодолеть планку пониже.
- Причиной были провинциальные комплексы.
Как ни гадай, а в Казанское театральное училище он всё же поступил. Теперь у него уже была большая уверенность в своих силах, и он подаёт документы во все аналогичные вузы Москвы.
Впрочем, всё оказалось не так и просто — с первой попытки Сергей Угрюмов свою идею не реализовал, поскольку его ожидал провал во всех учебных учреждениях. Но, как истинный боец, он не впал в отчаяние и не подвергся затяжной депрессии.
Курс Олега Табакова
В течение года он тщательно и кропотливо готовился в следующей попытке, и она в результате увенчалась успехом. Теперь он стал студентом Школы-студии МХАТ на курсе Олега Павловича Табакова, по окончании которого его приняли в театр-студию. Следует отметить, что Табаков для Сергея Угрюмова и по сей день неоспоримый авторитет артиста и педагога, и, конечно, отказаться от такого предложения начинающий актёр не смог. Ещё бы, его пригласил сам Табаков! Первым спектаклем был «Смертельный номер» (режиссёр-постановщик Владимир Машков), в котором Угрюмов сыграл роль клоуна.
И что там говорить, именно этот режиссёр и педагог оказал решающее и правильное влияние на его артистическое мировоззрение и профессиональный рост. Дальнейшая его деятельность в качестве актёра в спектаклях:
- «На дне». Роль Татарина.
- «Билокси-Блюз» — Рой Солдридж.
- «Бег».
- «Анекдоты».
- «Смертельный номер».
- «Женитьба».
- «Идеальный муж» и многие другие.
Кроме того Сергея стали приглашать в Театр имени Чехова, режиссёр которого широко открывает двери перед талантливыми актёрами. И здесь он играет много и успешно в спектаклях:
- «Мастер и Маргарита».
- «Вишнёвый сад».
- «№ 13».
- «Примадонна» и др.
Угрюмов признаётся, что театр для него является великой отдушиной.
Кинематограф Сергей не снимает со счетов, ведь дело в том, что не все жители России могут увидеть своего любимого артиста на сцене, поскольку основная их масса не является москвичами, а те, кто приезжают в Москву ненадолго, как правило, ставят свои насущные дела во главу угла. Поэтому именно кинематограф он должен благодарить, ведь Сергей Угрюмов имеет львиную долю своих поклонников исключительно благодаря кино.
Фильмография Сергея Угрюмова
Впервые актёра можно было увидеть на экране в 2000 году. Благодаря тому, что его утвердили на роль в кинокартине «Старые клячи». Большой текст ему не пришлось учить, поскольку играл он разнорабочего, и ему нужно было воплотить в жизнь больше эмоции этого персонажа.
Задача удалась артисту на 100%. На съёмках он познакомился с настоящими звёздами российского и советского кино:
- Валентином Гафтом.
- Лией Ахеджаковой.
- Людмилой Гурченко.
- Ириной Купченко.
- Светланой Крючковой.
Небольшая роль досталась ему и в сериале «Дальнобойщики» — он сыграл водителя Юрко. К сожалению, эта роль была незначительной. Угрюмова это не угнетало. Не падая духом, он идёт дальше по актёрской стезе, снимаясь уже в полнометражных фильмах и сериалах. Как бы то ни было, но примерно за три года он снялся в пятнадцати фильмах (2002−2005).
За свою не такую уж продолжительную карьеру в кино он вживался в образ совершенно противоположных по характеру героев:
- «Казаки-разбойники» — градоначальник.
- «И всё-таки я тебя люблю» — вор.
- «Атлантида» — следователь.
Режиссёры не усматривают в нём образ героя-любовника, а что до Табакова, так тот и вовсе придумал для Сергея амплуа «комика с каскадом».
Если принять во внимание всю восемнадцатилетнюю карьеру в кинематографе, то за его плечами уже несколько десятков кинолент:
- «Марш Турецкого».
- «Хиромант».
- «Каменская».
- «Ликвидация».
- «Тёмный мир».
- «Пелагея и белый бульдог».
В нашумевшем бестселлере «Ликвидация» ему досталась роль секретного агента, который раньше был шулером, благодаря чему чувствовал себя среди криминального элемента Одессы как рыба в воде, прекрасно ориентируясь в обстановке. Эта роль, как принято считать, переломная в его карьере, хотя в фильмографии и без этой роли достаточно интересных работ.
Следует отметить ещё один фильм, где он сыграл роль злодея и лицемера — «Любовь как мотив». На этот раз его партнёрами по фильму были Вера Алентова, Евгения Хиривская и др.
Начиная с 2011 года, фильмография Сергея Угрюмова пополнилась такими работами, как «Утомлённые солнцем-2», «Исаев», «Тёмный мир».
В 2014 году актёр предстал перед зрителями в совсем уж неожиданном образе — в роли А. Ф. Керенского.
А в картине «Господа-товарищи» он исполнил яркую роль, хоть и второстепенную.
Фильмы
Сначала Угрюмов стал появляться на экране как театральный актер: снимался в фильмах-спектаклях «Звездный час по местному времени», «Ещё Ван Гог», «На дне» и других. Только в 2000 году он впервые сыграл в полнометражном кинофильме, в комедии Эльдара Рязанова «Старые клячи», где блистали Лия Ахеджакова и Людмила Гурченко. Сергею досталась роль разнорабочего.
Затем случились популярные проекты «Дальнобойщики» с Владиславом Галкиным, «Каменская» с Еленой Яковлевой, «Марш Турецкого» с Александром Домогаровым.
Прорыв произошел в 2007 году, когда на экранах транслировали военно-исторический сериал «Ликвидация», в котором Сергей исполнил роль контрразведчика Виктора Платова. Работая рядом с такими звездами, как Владимир Машков, Михаил Пореченков и Владимир Меньшов, Угрюмов и сам превратился в популярного человека. Еще одним значимым проектом того периода для артиста стала мелодрама «И все-таки я люблю…», где он сотрудничал с Верой Алентовой, Михаилом Жигаловым и Татьяной Арнтгольц.
Большой интерес у любителей российского кинематографа вызвали шпионский многосерийный фильм «Исаев» по мотивам книг Юлиана Семенова и исторический детектив по роману Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог». Интересный образ Александра Волкова, одновременно являющегося колдуном Ылто Валло, актер создал в мистическом триллере «Темный мир».
Параллельно с «Темным миром» Сергей Угрюмов появился в роли следователя Александра Владимировича Маканина в телесериале «Побег», а потом и в продолжении криминальной ленты. На съемочной площадке он вновь поработал с Юрием Чурсиным, с которым уже сталкивался в многосерийном фильме «Хиромант». Там он тоже примерил на себя военную форму.
Второстепенная роль досталась Сергею в третьем сезоне сериала «Телохранитель». Героя Угрюмова звали Михаил Семёнович Маргулис.
Необычная роль куклы Кена была у Сергея в новелле «Мир игрушек» из фильма ужасов «Сказка. Есть», а возлюбленную героя, куклу Барби, исполнила актриса Дарья Мороз.
В последние годы Угрюмов все больше приглашается на главные роли. Без него трудно представить криминальный фильм «Департамент», картину о Второй мировой войне «По лезвию бритвы», мелодраму «Старшая сестра». Успех ждал криминальный сериал украинского производства «Убить дважды», где Сергею досталась роль капитана милиции Вячеслава Куликова, и историко-биографическую ленту «Григорий Р.», в которой актер преобразился в премьер-министра Временного правительства Александра Керенского.
В телесериале «Паук» и в его продолжении «Шакал» Угрюмов примерил погоны подполковника, а потом и полковника Роберта Лебедева. Авторы последнего проекта поставили целью показать зарождение преступности 1970-х годов, которая привела к творящемуся беспределу в стране в 1990-х.
В 2006 году Сергей Угрюмов попробовал силы как актер озвучивания. Голосом артиста говорит герой короткометражного анимационного фильма «Мена».
Личная жизнь
Сергею грех жаловаться на отсутствие внимания со стороны женщин. Первая любовь была ещё в старших классах школы. Но, как это часто бывает, школьные романы зачастую недолговечны.
Свою будущую жену он встретил в театральном училище ещё в Казани. Они учились на одном курсе. Отношения развивались стремительно и динамично, свидетельство тому — свадьба, спустя два месяца после знакомства. После свадьбы они переезжают в столицу, для того чтобы реализовать свои мечты и планы. Его жена, Галина Угрюмова стала работать на телевидении, а Сергей остался верен профессии актёра.
Сергей Угрюмов, жена
Жизнь актера Сергея Угрюмова поражает своим постоянством – поступив в труппу Московского театра-студии Олега Табакова после окончания Школы-студии МХАТ, он ни разу не менял места работы и только совмещает ее с игрой на сцене Театра им. Чехова и съемками в кино. Да и в личном плане жизнь актера уже давно сложившаяся и стабильная. Жена Сергея Угрюмова Галина училась с ним на одном курсе в Казанском театральном училище, и для него встреча с ней стала любовью с первого взгляда.
На фото — Сергей Угрюмов с женой
Поженились они очень рано – в восемнадцать лет, и с тех пор на протяжении двадцати пяти лет Сергей и Галина вместе. Вместе приехали в Москву и поступили в Школу-студию МХАТа. Только после ее окончания жена Сергея Угрюмова устроилась работать на телевидение, а он – в театр. Галина родила Сергею двоих сыновей – Андрея, названного так в честь Андрея Миронова, и Сергея.
Позже заботы о семье и детях стали самыми важными для жены Сергея Угрюмова, и она ради них ушла с телевидения, правда, Галина находит время на преподавательскую работу – занимается речью со студентами в Школе-студии МХАТа.
Несмотря на то, что актер пользуется вниманием у женщин, он никогда не был склонен к романам на стороне и считает себя однолюбом. Сергей не любит шумных тусовок и предпочитает проводить время дома с семьей. С помощью руководства театра ему удалось получить квартиру в Москве в Южном Чертанове, и на работу он добирается на метро.
Сейчас жена Сергея Угрюмова, да и он сам, мечтает построить загородный дом, чтобы быть ближе к природе, обзавестись кошками и собаками, а по выходным ходить на рыбалку.
Отец Сергея Угрюмова был военным и надеялся, что сын продолжит его традицию, но, когда Сергей объявил, что хочет стать артистом, отнесся к этому с пониманием, наверное, потому, что и сам был творческим человеком – очень любил музыку. Увлечение театром у Сергея началось еще в детстве, когда он занимался в театральной студии «Романтик», где ему и посоветовали поступать в театральный вуз. Поступив в театральное училище в Казани и проучившись там год, Сергей понял, что уровень образования, которое он здесь получает недостаточно высок, и поехал в столицу.
С третьей попытки ему удалось поступить в Школу-студию МХАТ на курс к Олегу Табакову. Его первой работой в кино стала роль разнорабочего в картине Эльдара Рязанова «Старые клячи», а теперь на счету актера множество крупных разноплановых работ в фильмах разных жанров. Тоже интересно: Оскар Каримов, жена и Дмитрий Ливанов, жена