Детство и юность
Валя родилась в украинской семье в Харькове. Отца Василия Половикова, инженера-гидролога, репрессировали. Мама Клавдия Половикова была актрисой, на воспитание дочери не хватало времени, поэтому Валентина росла у бабушки с дедушкой.
Когда девочке исполнилось 6 лет, она вместе с мамой отправилась в столицу России. Клавдия Михайловна устроилась в один из московских театров. Валя познакомилась с очаровательной атмосферой театральной жизни и влюбилась в актерскую профессию. Однажды ей даже доверили воплотить на сцене образ мальчика Давида в спектакле «Настанет время» с мамой в главной роли.

В биографии Валентины Серовой значатся два года рождения — 1917-й и 1919-й. Дело в том, что юная Валя собралась постигать азы актерского мастерства в Центральном техникуме театрального искусства, но не проходила по возрасту. В учебное заведение принимали исключительно с 16 лет, пришлось немного подправить информацию в свидетельстве о рождении.
Карьеру Валентина Васильевна начала с театральной сцены, входила в состав труппы сегодняшнего Ленкома (раньше этот храм Мельпомены именовался как Центральный ТРАМ).
Яркая кинематографическая личность
Она была удивительно искренней и всю жизнь прожила, скорее, не разумом, а чувством. Ее считали одной из первых красавиц советского кинематографа 30-40-х годов. На торжественных заседаниях ЦК она вместе с вдовой Чкалова сидела подле Иосифа Виссарионовича Сталина.
Парадоксально, но трагедия жизни актрисы была наперед фатально очерчена ее недолгим первым браком. Гибель первого мужа, летчика-испытателя, чью фамилию Серова Валентина Васильевна пронесла через всю свою жизнь, и неустроенный в жизни сын от этого брака стали причиной ее жизненного и творческого излома и, как следствие, безвременной смерти.
Фильмы
Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».
Валентина Серова в фильме «Девушка с характером»
Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.
Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.
Валентина Серова в фильме «Сердца четырех»
Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.
Валентина Серова в фильме «Весенний поток»
Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.
Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.
Валентина Серова в фильме «Жди меня»
В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю
. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).
Главные строки
Симонов писал очень много. В работе помогала жесткая дисциплина. Если опаздывал со сдачей рукописи — лишал себя сигарет на месяц. Для заядлого курильщика — настоящая пытка.
«С тобой и без тебя» (1942)
Сборник стихов с посвящением жене, где было опубликовано «Жди меня». Первый тираж моментально пропал из продажи и до сих пор считается библиографической редкостью.
«Живые и мертвые» (1959, 1962, 1971)
Трилогия основана на воспоминаниях Симонова. Первый том — художественно пересказанный дневник «Сто суток войны». Опубликован после доклада Никиты Хрущева на ХХ съезде. Избежал цензуры, одна из самых честных книг о войне.
«Двадцать дней без войны» (1973)
Повесть о фронтовике, который в коротком отпуске в 1943 году проживает целую жизнь, запоминается по пронзительной экранизации с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко.
«Товарищи по оружию» (1952)
Первый роман, в котором автор описал конфликт на Халхин-Голе. С этого произведения началась его карьера военного журналиста. Именно здесь впервые появляются Иван Синцов, Маша, Надя, Павел — персонажи трилогии «Живые и мертвые» и «Так называемая личная жизнь». Как модно говорить, приквел — к сожалению, не очень известный, но интересный.
«Софья Леонидовна» (1985)
Небольшая повесть вышла уже после смерти писателя. Косвенно относится к главному циклу. Рассказывает о первых месяцах войны в оккупированном Смоленске и подпольном сопротивлении. Главные герои — женщины. Здесь нет описания великих побед и масштабных боев. Но каждый персонаж совершает моральный подвиг.
Личная жизнь
Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.
Валентина Серова и Анатолий Серов
Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.
Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.
Валентина Серова и Константин Симонов
В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.
В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.
Валентина Серова и Константин Рокоссовский
Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.
В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.
Роман актрисы с Рокоссовским
Впрочем, красавица советского экрана, жившая гражданским браком с Константином Симоновым, на то время еще не определилась со своим выбором. В 1942 году ее пригласил выступить перед ранеными госпиталя, в котором и сам проходил лечение, тогда еще генерал Константин Константинович Рокоссовский. На то время он считал свою семью без вести пропавшей. Между военачальником и актрисой завязался недолгий, однако достаточно бурный роман. Выписавшийся из госпиталя Рокоссовский переехал жить к Серовой. Однако они прожили вместе лишь несколько месяцев.
Новому чувству Валентины помешали два обстоятельства. Во-первых, нашлась и дала знать о себе семья маршала, во-вторых, Сталин убедил Рокоссовского остаться с семьей, а Симонова и Серову – пожениться. Однажды Иосиф Виссарионович, лично встретившись с Рокоссовским, переспросил того, как он считает, чья жена Валентина Серова? Он умел убеждать своих подданых и фаворитов.
Постепенно все вошло в рамки приличия, отношения военачальника с семьей и поэта с актрисой восстановились.
Смерть
Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года. Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило – актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Сама умерла Валентина Васильевна, или ей помогли, так и осталось тайной.
Валентина Серова в последние годы
Звезду, ярко блиставшую на экранах 30-х годов, хоронили скромно. О смерти узнали только читатели газеты «Вечерняя Москва» из мизерного, незаметного некролога. Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.
Учился любить
Не знавший любви родного отца, Константин Симонов учился быть родителем постепенно. От четырех браков у него пятеро детей. Родные — Алексей (от второго брака), Мария (от брака с Серовой) и рожденная в четвертом браке Александра. От браков с Серовой и с искусствоведом Ларисой Жадовой были приемные Анатолий и Екатерина.
— С отцом трудно было спорить, — рассказывал Алексей. — Он говорил: «Я бы на твоем месте»… и абсолютно логически объяснял, что надо делать. Не жестко, но не поспоришь.
Верхом на «Фердинанде» — тяжелой самоходке фрицев, подбитой на Курской дуге (июль, 1943 г.). Фото: © РИА «Новости»
В нашем салоне действует бесплатная точка Wi-Fi
(выдается пароль)
В дни рождения и праздники вас ожидают приятные сюрпризы и скидки ;-)
Часы работы: 10:00 - 18:00