В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Озолиня.
Лилита Озолиня | |
Lilita Ozoliņa | |
Имя при рождении: | Лилита Арвидовна Озолиня |
Дата рождения: | 30 ноября 1947(1947-11-30) (73 года) |
Место рождения: | Рига, Латвийская ССР, СССР |
Гражданство: | СССР СССР → Латвия Латвия |
Профессия: | актриса |
Награды: |
Ли́лита О́золиня
(латыш. Lilita Ozoliņa; род. 19 ноября 1947) — советская и латвийская актриса театра и кино.
Биография
Лилита Озолиня родилась в Риге. До войны Альбертина, мать Лилиты, работала помощником режиссёра на немецкой киностудии, отец Арвид был лётчиком-испытателем.
Ещё в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо» на роль пастушки, но её не взяли. Вместо этого, спустя 8 лет, Лилита была принята в Народную студию киноактёра при Рижской киностудии, куда она за компанию пошла на конкурс.
Однако первоначально свою судьбу Лилита связывала с медициной и параллельно с учёбой в средней школе она проходила профессиональное обучение в медицинском училище и практиковалась в качестве медсестры в Республиканской Детской клинической больнице в Риге, на ул. Виенибас гатве[1].
Однако театр оказался сильнее: режиссёр Петерис Петерсонс вывел её на большую сцену. С 1966 года она начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса.
В 1969 году Лилита окончила студию киноактёра, а в 1971 — актёрский факультет Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола.
Первой её ролью в кино стала роль Велты в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), который снимал один из преподавателей студии, режиссёр Алоиз Бренч.
После дебюта последовали другие работы в кино, но славу ей принесла роль Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980), снятого открывшим её когда-то Алоизом Бренчем.
После успеха последовали многочисленные предложения ролей. Она снималась в мюзикле «Краткое наставление в любви», в комедии «Личная жизнь Деда Мороза» (1982), в политическом детективе «Двойной капкан» (1985) и других.
Актриса занималась общественной деятельностью: она избиралась в Верховный Совет Латвийской ССР. Член КПСС с 1975 года[2].
После распада СССР не стало работы на Рижской киностудии, но остался театр. Лилита Озолиня играет в театре Дайлес (до 1989 года — Художественный академический театр имени Я. Райниса[3]) и Рижском театре русской драмы.
С 1994 года Лилита Озолиня принимала участие в работе Международного фестиваля актеров кино «Балтийская жемчужина»: в 1994 году она была членом жюри под председательством народной артистки СССР Вии Артмане, в 1997-м — председателем жюри. В 2000 году она была удостоена премии Вии Ар, которую на фестивале учредил Trasta Komercbanka.
Лилита Озолиня живёт в Риге. У неё есть дочь Лилиана Озолиня (латыш. Liliāna Ozoliņa), которая в своё время была директором телеканала MTV Latvija.
Судьбоносная роль
До сих пор женщину иногда называют Мартой, но она не обижается и признает, что между ней и ее героиней есть очень много общих черт характера. К тому же в фильме была затронута тема репрессий, а ей как никому другому известно, что данный факт ломал судьбы миллионов людей. В биографии Лилиты Озолини был этот страшный период, и она смогла передать все переживания на большой экран. Актриса благодарна судьбе за то, что ей удалось сыграть в этом великом фильме, хотя роль писалась для Вии Артмане. Только благодаря тому, что сценарий создавался 8 лет, режиссеру пришлось устроить кастинг. Бренч хорошо знал жизнь Лилиты и доверил ей эту роль, уверенный в том, что девушка справится с ней. Актриса получила государственную премию СССР.
Фильмография
- 1967 — Когда дождь и ветер стучат в окно — Велта
- 1968 — За поворотом — поворот — Инга
- 1969 — Лучи в стекле — Ася Ритум
- 1970 — Насыпь — Дзидра
- 1970 — Клав — сын Мартина — Ласма
- 1971 — Прогулка — Лилита
- 1972 — Петерс — Настя
- 1973 — Шах королеве бриллиантов — Майга Страута, доктор
- 1973 — Афера Цеплиса — гостья на свадьбе
- 1973 — Олег и Айна — Айна
- 1974 — Не бойся, не отдам! — Дезия
- 1975 — В клешнях чёрного рака — Мара
- 1976 — Сын председателя — Марина
- 1976 — Соната над озером — Вия
- 1979 — Ночь без птиц — Илзе
- 1979 — Незаконченный ужин — Соня
- 1980 — Жаворонки — Визма
- 1980 — Долгая дорога в дюнах — Марта
- 1982 — Личная жизнь Деда Мороза — Ольга Карповна
- 1983 — Краткое наставление в любви — Анна
- 1984 — Аплодисменты, аплодисменты… — гостья на вечеринке
- 1985 — Двойной капкан — Эва
- 1985 — Встретимся в метро — Наташа
- 1985 — Дороги Анны Фирлинг — Иветта
- 1985 — Фронт в отчем доме — Элга
- 1986 — Двойник — Нина
- 1986 — Он, она и дети — Валерия Снежкова
- 1990 — Майя и Пайя
- 1990 — Семья Зитаров — Алвина
- 1996 — Анна
- 2000 — Билет до Риги
- 2002 — Прогулка
- 2004 — Красная капелла — мадам Маер
- 2016 — Герой — Елизавета Ивановна Езерская
Личная жизнь
Личная жизнь Лилиты Озолини покрыта тайной и о ней практически ничего неизвестно. Охотно давая интервью журналистам, Озолиня всегда предупреждает их, чтобы они не задавали ей вопросов касающихся ее родственников.
Она не любит, когда посторонние люди пытаются узнать то, что им не следует знать.
Согласно одним источникам Лилита Арвидовна неоднократно выходила замуж. В одном из браков у нее родилась дочь Лилиана, которая занимается бизнесом.
В 2009 г. Озолиня получила Орден Трех звезд 4-й степени. Такую награду латвийским гражданам вручают за заслуги в культуре, науке или спорте.
Также рекомендуем прочитать: Тайны исчезнувших цивилизаций
Примечания
- [www.mixnews.lv/ru/zelenaja-lampa/news/2016-04-06/198846 Актриса Лилита Озолиня: важно, что ты можешь удивляться (ВИДЕО), Mixnews.lv] (ru-RU). Mixnews.lv. Проверено 6 апреля 2021.
- [istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s03/e0003648/index.shtml ОЗОЛИНЬ Лилита Арвидовна] Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
- [www.slovopedia.com/2/203/237518.html Что такое Латвийский театр Дайлес // Большой Энциклопедический словарь (БЭС) — Словари — Словопедия]
«Долгая дорога в дюнах»
Эта картина вознесла молодую актрису Лилиту Озолиню на недосягаемую высоту. Марта Озолс стала олицетворением женственности и красоты. Актриса смогла передать зрителю все чувства и эмоции девушки, которая через всю жизнь пронесла любовь и верность. Лилита получает тысячи писем от поклонников и восторженных зрителей. Ее плакаты сметают с прилавков магазинов, женщины всего Советского Союза стараются подражать ей во всем – прическа, макияж, жесты. Несомненно, она стала самой популярной артисткой начала 80-х.
Отрывок, характеризующий Озолиня, Лилита Арвидовна
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил. Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами. – Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение. – От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам. – Ну, хорошо, спасибо, ступай! Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись. – Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности. Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу. «Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня». Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним. С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения. На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк. Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне. Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем. – Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания. Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Интересные факты
- Актриса не отказывалась сниматься в рекламе, но все гонорары тратила на реквизит для театра. Съемки были в Польше, и Лилита в это время жила в номере, который обычно снимала Катрин Денев.
- В детстве Лилиана очень скучала по матери и делилась с ней своей мечтой. Девочка страстно желала, чтобы ее мама работала дворником. Тогда она могла бы видеть ее каждый день.
- Сама Лилита не жалеет о своей карьере, но, если бы можно было начать все сначала – она никогда бы не стала актрисой. Слишком тяжелая доля для женщины.
- Считает свою личную жизнь считает очень удачной. Легко признается в том, что у нее было много мужей, и со всеми она осталась в хороших отношениях после развода.
- Очень недовольна обстановкой в родной Латвии. Какое-то время работала депутатом, но быстро поняла, что власть имущим нет дела до простого народа, и оставила эту должность. Любит всем сердцем свою страну и очень сожалеет, что сейчас на родине снимают очень мало фильмов.
- Сниматься в российских проектах не имеет возможности – слишком дорого киностудиям обходится ее проживание и проезд. Но она не унывает и играет на сцене театра.
- Несколько лет назад основала собственную школу, в которой обучает людей дикции, мелодике, темпу и ритму. Молодые журналисты, политики и актеры посещают ее занятия и хорошо отзываются о своем преподавателе.
- В свои 69 лет Лилита великолепно выглядит и с удовольствием делится секретом сохранения красоты – правильное питание, гимнастика и любовь. Эти три составляющие должны быть в жизни любой женщины, и тогда счастье всегда будет в ее душе.