Биография
Анатолий Юрьевич Равикович появился на свет в конце 1936 года в северной столице РСФСР. Его родители пережили тяжелые годы строительства советского государства, много работали, чтобы помочь своим детям встать на ноги. К сожалению, оба рано ушли из жизни, так и не порадовавшись успехам сына. Сам Анатолий Юрьевич пережил в детские годы блокаду.
Анатолий Равикович | GoldDisk
По счастливому случаю в начале 60-х годов, отдыхая в ялтинском санатории, Равикович познакомился с молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета Игорем Петровичем Владимировым, который в это время искал молодых перспективных актёров в свой творческий коллектив. Так молодой актер вернулся в родной город и уже не покидал его до последних дней.
Детские воспоминания
В непростые времена родился Анатолий Равикович. Биография этого актера охватывает трудные этапы в советской истории, что не могло не отразиться и на его судьбе. Родился Равикович в Ленинграде в 1936 году. Родители актера пережили Гражданскую войну, нестабильность нэповского периода, голод и нужду. Силы у них хватало лишь на то, чтобы прокормить, обуть детей. В юности актер стеснялся их необразованности и еврейского акцента. Но позже, вспоминая это, Анатолий Равикович испытывал острую вину перед родителями. К сожалению, время повернуть вспять невозможно.
Жили Равиковичи в одном из непримечательных районов Ленинграда, где некогда находились ремесленники и бедные чиновники. Но и во времена детства актера на его родной Прядильной улице обитал лишь небогатый люд. Ютилась семья в одной из четырех комнат коммунальной квартиры. Обстановка в этом жилище, разумеется, была плохой. Каждую неделю приходилось посещать баню, поскольку ванна в квартире если и была, то, видимо, еще до революции. Когда много лет спустя Анатолий Равикович отвечал на вопрос журналистов о том, посещает ли его тоска по жизни в коммунальной квартире, где, согласно фильму «Покровские ворота», всегда весело и атмосфера царит весьма задушевная, тот сказал: «Не скучаю! Пропади она пропадом!»
Театр
Ленинградскому театру имени Ленсовета Анатолий Юрьевич отдал 30 лет своей жизни. По его словам, это были самые счастливые годы его творческой биографии. Новый руководитель театра Ленсовета Игорь Владимиров был учеником Георгия Товстоногова. Мастерской рукой режиссёр вывел театр из застоя на долгие годы вперёд. Примой театра Ленсовета стала Алиса Фрейндлих, жена Владимирова.
Анатолий Равикович в спектакле «Человек и джентльмен» | Кино-театр
В такой творческой среде расцвёл талант актёра Анатолия Равиковича. Он создал неповторимые образы таких героев, как Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Семен Захарович из «Преступления и наказания», а также Карлсон из спектакля по произведениям Астрид Линдгрен. Уникальность театрального дарования Равиковича заключалась в абсолютной органичности, а также в особом амплуа. Актер создал образ маленького человека, который в сложных ситуациях способен отстоять собственные идеалы. Партнерами Равиковича по сцене помимо Алисы Фрейндлих, Михаила Боярского были также Елена Соловей, Светлана Смирнова, Лариса Луппиан и другие.
Анатолий Равикович на сцене | Петербургский театральный журнал
Война
На лето семья Равиковичей отправлялась к родственникам в Глухово. Так было и в сорок первом году. В Ленинграде остался только отец. Из увиденного в то лето Анатолий Равикович вспоминал огромные потоки людей, которые направлялись из Западной Украины в восточном направлении. После недолгих обсуждений мать и родственники приняли решение уходить, спасать себя и детей.
Равиковичу было тогда всего четыре года, но он навсегда запомнил странный самолет в небе, и то, как взрослые обсуждают, чей он – наш или немецкий. Он также отчетливо помнил, что после пулеметной очереди стало все-таки ясно, что самолет этот «не наш». После долгих скитаний и злоключений, среди которых была потеря единственного багажа, огромная еврейская семья все-таки достигла Саратова.
Во время своих воспоминаний о годах войны Анатолий Равикович говорил не раз, что за все это время он не видел ни одного человека, который бы в первую очередь не думал о себе и о своих родных. Каждый пытался выжить. Сентиментальные патриотические мысли не возникали у тех, кто окружал будущего актера. В Саратове Анатолий с матерью, сестрами и братьями прожил до сорок четвертого года.
Фильмы
Одной из первых работ актёра в кинематографе стал эпизод в исторической драме «На диком бреге». Но настоящей творческой победой артиста стала роль Льва Хоботова из киноленты «Покровские ворота», снятой Михаилом Козаковым в начале 80-х. Образ ранимого непрактичного интеллигента, стойко выдерживающего гнет бывшей властной супруги, принесла Равиковичу всесоюзную славу. Это первая большая работа артиста на экране, которой он дорожил всю жизнь.
Анатолий Равикович в фильме «Покровские ворота» | Коммерсантъ
После этого последовали предложения от режиссеров для съёмок детектива «Загадка Эндхауза», где Равикович сыграл Эркюля Пуаро, а также фильмов «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Мушкетеры 30 лет спустя», где актеру была предложена роль кардинала Мазарини. С помощью этих работ актеру удалось преодолеть инертность образа Хоботова и раскрыть свой талант с других сторон. Снимался актёр и в многосерийных телефильмах, самым знаменитым из которых стал «Улицы разбитых фонарей-1».
Анатолий Юрьевич родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде. Детство будущего артиста пришлось на тяжелое время. Его родители изо всех сил старались заработать на кусок хлеба, чтобы прокормить троих детей. Маленький Анатолий никогда не мечтал об актерской деятельности, а первый шаг в этом направлении сделал почти случайно. Авторитетная компания дворовых ребят любила смотреть кино, и Анатолий, желая завоевать их признание, после каждого киносеанса пародировал актеров, доводя зрителей до истерического хохота. За веселые представления его угощали сигаретой.
По окончании школы Равикович поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино имени А. Н. Островского. После выпуска молодой человек попал по распределению в театр Комсомольска-на-Амуре, где играл три года. В 1962-ом он вернулся в Ленинград и устроился в Театр имени Ленсовета. Равикович застал его «золотые годы», успев поучаствовать в постановках, ради которых зрители выстраивались в длинные очереди. Публика рукоплескала актеру за образы Карлсона, Мармеладова, Санчо Панса и других ярких персонажей. К этому времени Анатолий уже вступил в брак и воспитывал дочь.
В отличие от сценической деятельности, кинокарьера Равиковича складывалась не слишком удачно. Он впервые появился на экране только в тридцать восемь лет, сыграв эпизодического персонажа в историко-биографической ленте Элема Климова «Агония» (1981). Второй киноработой актера стала небольшая роль Петра Ярославцева в картине «Воздухоплаватель» (1975). «Мне было сорок лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что – «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…»», – признавался Равикович. Однако в 1982 году его настигла всенародная слава. Режиссер Михаил Козаков утвердил Анатолия на главную роль в свою ленту «Покровские ворота», которая добилась оглушительного успеха. Равикович блестяще воплотил на экране образ мямли-интеллигента Льва Хоботова, пытающегося вырваться из-под каблука экс-супруги.
Лента «Покровские ворота» стала для актера пропуском в мир большого кино. Правда, спросом пользовалось только одно его амплуа. «Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее», – шутил Равикович о своих ролях. Самыми яркими из его киногероев оказались: сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «Загадка Эндхауза» (1989), кардинал Мазарини в экранизациях Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993) и «Возвращение мушкетеров» (2008), сексот Цыплаков в сериале «Улицы разбитых фонарей» (с 1997), генерал Раевский в комедии «Подлинная истории поручика Ржевского» (2005) и др.
Еще в стенах Театра Ленсовета Анатолий познакомился с Ириной Мазуркевич и влюбился без памяти. Она была моложе артиста на двадцать один год и поначалу смотрела на него исключительно как на коллегу по спектаклю «Малыш и Карлсон». Но однажды, встретив Равиковича без грима, девушка заметила «живой огонек молодости в его глазах». «Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман», – поделилась Ирина. На тот момент актриса тоже состояла в браке. Вскоре влюбленные расстались со своими супругами и начали жить вместе. В возрасте сорока четырех лет Анатолий женился на Мазуркевич, а в пятьдесят два года вместе с ней покинул родной Театр Ленсовета, потому что тот, по их мнению, увядал. Супружеская пара перешла в Театр Комедии, где стала сердцем и гордостью труппы.
Анатолий Юрьевич скончался от инфаркта 8 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге в возрасте семидесяти пяти лет.
Личная жизнь
Первой женой актёра стала его сокурсница Елена Доброседова, с которой он вместе побывал на Дальнем Востоке. Некоторое время актриса служила вместе с мужем в труппе театра, а потом стала театральным критиком. В брак у них родилась дочь Мария. Но Анатолий Юрьевич, накануне своего сорокалетия вновь испытал высокое чувство. На этот раз его избранницей стала молодая актриса Ирина Мазуркевич, с которой он вместе играл в спектаклях театра.
Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич | Комсомольская правда
В личной жизни Равиковича произошёл именно такой случай влюбленности, как у его героя Хоботова. Это был тот вид любви, когда дружба переростает в нечто большее. Влюбленные много времени проводили за беседами, за обсуждением литературы и поэзии. Развод Анатолий Юрьевич переживал тяжело, но его порядочность обязывала поступить честно. Свадьбу молодые сыграли скромно, и сразу же Равикович переехал к жене в её небольшую комнату в коммуналке.
Анатолий Равикович с женой и дочерью | Собеседник
В браке с Ириной Анатолий Юрьевич был абсолютно счастлив. Это был тот случай, когда крепкий творческий тандем перерос в глубокое личное чувство. В семье повелось все рабочие проблемы оставлять за дверью дома, что благотворно сказалось на их союзе. На общих фото Анатолий и Ирина всегда выглядели счастливыми. У молодоженов в скором времени появилась дочка Елизавета.
Негероический герой
Так называется автобиографическая книга, написанная актером по просьбе его второй жены Ирины Мазуркевич. Уже в сорокалетнем возрасте и будучи человеком семейным, Анатолий Равикович встретил ее и влюбился. «Я ругал себя последними словами, уговаривал, что это временно, что это как скарлатина — надо переболеть и всё…» Уговоры ни к чему не привели. Пережив непростое объяснение с первой супругой, актер женился вторично и прожил тридцать счастливых лет с Ириной.
Я могу сидеть у телевизора, смотреть новости, но когда диктор, к примеру, объявляет «На полях Псковской области началась подготовка к севу» и на экране появляется огромное поле, стая галок, бездонное весеннее, голубое небо и вдали — трактор, такое маленький и ясно, что никогда ему это поле не перепахать, — я начинаю хлюпать носом, черт знает почему. То ли потому, что весна на меня так действует, то ли жалко трактор — не знаю, только плачу, и мне не стыдно, и на душе хорошо.
Анатолий Равикович
Смерть
В последние годы актёр практически нигде не работал. Но в это время Анатолий Равикович написал две книги мемуаров. Он умер в середине весны 2012 года. Причиной смерти стали несколько инфарктов, после которых развилась сердечная недостаточность. Смерть Анатолия тяжело воспринималась его семьёй и друзьями. На похоронах Равиковича присутствовали многие творческие личности, в том числе Геннадий Хазанов, Олег Басилашвили. Могила актера находится на Волковском кладбище.
Институт
В выпускном классе перед Анатолием Равиковичем стоял острый вопрос: что делать дальше? В престижные вузы ему попасть было нереально. Во-первых, он был далеко не отличником. Во-вторых, пятый пункт в анкете закрывал перед ним все двери в храм науки. Оставались педагогические вузы, которые не пользовались особенным спросом. Но не об этом мечтал Анатолий Равикович. Вернуться снова в нелюбимую школу, но в другой роли, не входило в его планы.
Следует сказать, что, несмотря на свои регулярные посещения драматического кружка, актером он стать не мечтал. И когда руководитель предложил попробовать поступить в театральное училище, это стало для Анатолия неожиданностью.
Скрывая от родителей свои намерения, он подал документы в Ленинградский театральный институт. И, надо сказать, провалил бы их с треском, потому как еще до начала вступительных экзаменов стал жертвой злых розыгрышей студентов этого вуза. Однажды в храме искусства Анатолию повстречались два молодых человека, которые представились преподавателями. Мало того, что они принудили будущего абитуриента к чтению чеховского рассказа прямо в вестибюле, где сновали туда-сюда студенты и настоящие педагоги. Но они также смогли его убедить в том, что более всего ему подходит героический мужественный образ.
В результате перед приемной комиссией был прочитан монолог Тараса Бульбы. Экзаменаторы не в восторге были от молодого человека, который всеми силами пытается изобразить грозного жесткого отца. Но когда абитуриент вдобавок спел весьма патриотическую песню, не попадая в тональность и взвывая все громче и громче, его фамилию внесли в счастливый список. Но лишь с условием, что он в дальнейшем будет развивать задатки актера-комика.